;
Главная » Персональные страницы » История, обществознание, экономика » Хасенов Куаныш Мухитович

Толерантность – защита от негативных проявлений в религиозной сфере






08 Января 2015, 13:21

9-11 классы
История, Религиоведение

Статью, доклад можно использовать на школьных, городских конференциях по религии.  Целью статьи является исследование отношения к религии современной молодежи, уровень знания содержания религии и степень ее личностного принятия.
 

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что, несмотря на возрастающую потребность в религии и росте религиозности у молодых людей, наблюдается низкий уровень знания содержания религии, стихийный характер приобщения к ее традициям и неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании.

Мирное и гармоничное сосуществование разных верований, разных культур в одном обществе, через межкультурное понимание, примирение, должны стать жизненными принципами сегодняшнего поколения молодых людей. И основным принципом для достижения этих целей должно стать воспитание толерантности, т.е. уважение прав и индивидуальности других людей. Проявление не толерантности, это выражение недостатка уважения по отношению к другим людям. Она берёт начало из убеждённости некоторых людей, что своя группа и её образ жизни превосходит другие. Проявление не толерантности может приобретать различные размеры и степень – от простого недостатка цивилизованности, нетерпимости к отличиям других, до игнорирования людей, отказу признавать фундаментальные ценности человеческого существа и намеренного уничтожения людей.

Не толерантность – это проблема общечеловеческая, присущая многим обществам. Не толерантное отношение проявляется в семье, в школе (жестокое передразнивание, использование ругательных слов, унижение других детей, людей, запугивание и т.п.). Необходимо на ранних этапах выявлять, сглаживать проявления не толерантности на любом уровне, эффективно реагировать на них, с целью предотвратить трансформацию не толерантности в полыхающий конфликт. Индикаторами проявления не толерантности являются: стереотипизация, предрассудки, национализм, дискриминация, остракизм, преследования, осквернение, изгнание, репрессии.
Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин "толерантность" стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает:
1.1. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
1.2. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
1.3. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность - это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных актах в области прав человека.
1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям.

Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.

На русский язык с английского Декларация была переведена как "Декларация принципов терпимости". Но понятие "терпимость" не только не отражает полноты "толерантности", но и может быть прямо противоположно ему. Русский глагол "терпеть" имеет негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения ("я его еле терплю"), никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Напротив, "толерантность" толкуется в Декларации как "активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека".

В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе - в расовой дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод.

Сама идея толерантности восходит к истории философской мысли. О толерантности в условиях сильной церковной цензуры писал Дж. Локк в "Очерках о терпимости" и "Письмах о терпимости", П.Бейль в нескольких своих философских сочинениях. Как философская категория толерантность была сформулирована в связи с проблемой нетерпимости и первоначально воспринята как осмысление итогов Тридцатилетней войны, в ходе которой представители враждующих религиозных конфессий почти поголовно истребили друг друга.  Представитель философского крыла рассмотрения понятия толерантности Владислав Лекторский  предлагает возможные способы понимания толерантности. Он говорит: "терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог" позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в результате критического диалога. На этот подход к толерантности и указывает автор в качестве желаемого для современной ситуации.

Истинную либеральную ценность, ключевую составляющую духовного богатства личности образует совершенно другое отношение к «инакости», нежели «терпимость»: отношение интереса, более того, кровной заинтересованности. Ты – другой, и ты интересен мне именно тем, что ты не такой, как я. Тем, что ты по-другому думаешь, по-другому одеваешься, по-другому ведешь себя на улице и в семье, празднуешь другие праздники, веришь в другого Бога. Именно это мне в тебе интересно. Потому что мне необходимо, чтобы вокруг меня были Иные, потому что если вокруг меня не будет Иных, я не буду знать, кто я сам такой. И, между прочим, не буду знать, к какому роду я принадлежу, к какой культуре, на каком языке говорю. Я начну определять себя не по отличиям, а по сходствам, и стану одним из многих, нулём среди нулей, одним из толпы, которую буду определять словом «свои», – но «своих» буду так, же не в состоянии понимать, как и чужих. В конечном итоге, отказ от жизни как диалога с «иным» означает полное и безнадежное одиночество человека, абсолютное духовное оскудение личности.

Диалог – это, конечно, далеко не просто. Не будем лицемерить: человеку свойственны и отталкивание от «иного», и раздраженные реакции на непривычное, и враждебность к «чужакам». Это, наверное, имеет биологическую основу. Но ведь человек не сводится к биологии: он, же обладает разумной душой. И в той мере, в какой ему дано подняться над своей биологической природой, его отношение к «инакости» будет принимать вид интенсивного и доброжелательного интереса, вид – толерантности.
Воспитание толерантности имеет огромное профилактическое значение в осуществлении деятельности по охране молодёжи от негативных проявлений в религиозной сфере и является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Необходимо учить молодёжь помнить не только свои права, но и обязанности.

Следует постоянно разрабатывать, и как указывается в декларации: «необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения». И далее, хочется напомнить, что «воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Следовательно, совершенно недопустимо, когда для достижения своих целей большинство новых религиозных культов, течений, организаций, широко применяют техники психологического контроля, манипулятивные технологии, используя при этом шантаж, запугивание, угрозы и прочие нарушающие права и свободы граждан действия.
Профилактическая работа должна осуществляться с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.
Наставник, должен помнить о том, что качественным показателем воспитания толерантности является уровень толерантности. Выделяются следующие уровни толерантности:
o    Уровень ситуативной коммуникативной толерантности - фиксируется в отношениях данной личности к конкретному другому человеку, например, к брачному партнеру, коллеге, пациенту, случайному попутчику. В данном случае поток энергии эмоций строго направлен. Низкий уровень ситуативной толерантности проявляется, например, в высказываниях "терпеть не могу этого человека", "он меня раздражает своим присутствием", "меня трясет от него", "меня все в нем возмущает". О высоком уровне свидетельствуют выражения типа: "мне очень импонирует этот деловой партнер", "с этим человеком легко общаться". О среднем уровне говорят высказывания типа: "не все я принимаю в этом человеке", "иногда он невыносим", "кое-что меня в нем раздражает";
o    Уровень типологической коммуникативной толерантности - выявляется в отношениях человека к собирательным типам личностей или группам людей, например, к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии. Определенная энергия эмоций выражается во взаимодействии с конкретными человеческими типами. Низкий уровень типологической толерантности заключен, например, в словах: "меня раздражает такой тип людей", "я не стал бы жить в одной комнате с нацменом", "лучше не иметь дела с клиентами - пенсионерами". Средний уровень проступает в оборотах речи: "такие работники вызывают противоречивые чувства", "если захотеть, его можно вытерпеть в качестве партнера". О высоком уровне типологической толерантности свидетельствуют выражения: "обычно представители этой нации - хорошие люди", "обожаю такой тип мужчин";
o    Уровень профессиональной толерантности - проявляется в отношениях к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности. В этом случае дополнительная энергия эмоций обнаруживается у личности, главным образом, в рабочей обстановке. Так, можно говорить о терпимости врача или медсестры в отношениях с больными - капризными, преувеличивающими тяжесть заболевания, нарушающими больничный режим и т. п. У стюардесс есть понятие "хороший" или "плохой" пассажир, у официантов, парикмахеров, водителей такси - "хороший" или "плохой" клиент;
o    Уровень общей коммуникативной толерантности - в нем просматриваются тенденции отношения к людям в целом, тенденции, обусловленные жизненным опытом, установками, свойствами характера, нравственными принципами, состоянием психического здоровья человека. Общая коммуникативная толерантность в значительной мере предопределяет прочие ее формы - ситуативную, типологическую, профессиональную.
o    Уровень религиозной толерантности отражает ситуацию в сфере религии и межконфессиональных отношениях. Население Казахстана представлено самыми разными этническими и религиозными группами. От согласия и мирного сотрудничества людей с разными убеждениями и вероиповеданиями зависит сохранение и укрепление политической стабильности в стране, развитие экономики и социальный прогресс. Государство проводит политику поддержания атмосферы толерантности и конструктивного диалога, межэтнического и межконфессионального согласия, предупреждения проявлений экстремизма. Общепризнанным достижением Казахстана стало построение демократического и светского государства. Сегодня традиционно в Казахстане высокими остаются религиозная и этническая толерантность.

Республика Казахстан, в целом, имеет репутацию устойчиво прогрессирующей страны с точки зрения развития демократии и соблюдения прав человека. Именно за эти достижения она удостоилась возглавить ОБСЕ в 2010 году. В качестве приоритета своего поста председателя ОБСЕ Казахстан определил продвижение толерантности. В своем последнем Послании народу Казахстана "Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана" (2010г.) Н.А. Назарбаев напомнил, что "казахстанское председательство в самой влиятельной организации по безопасности будет проходить под девизом: "Доверие. Традиции. Транспарентность. Толерантность".

В настоящее время в нашем обществе происходит определённая "переоценка ценностей". Вместо прежней системы ценностей, развиваемой в социалистическом обществе, утверждается новая. Однако эти процессы протекают противоречиво, когда вместе с действительными общечеловеческими моральными ценностями начинают насаждаться и ложные "псевдоценности". Наряду с ростом внимания части населения к морали и религии, происходит рост преступности, нигилизма. В обществе получают распространения различного рода учения, отстаивающие культ силы, антиценности "сверхчеловека", мистику и аморализм. Поэтому очень важно иметь фундаментальные научные знания о морали и религии. В первую очередь это необходимо знать молодежи, так как именно им предстоит жить и созидать это общество, основанное на положительном опыте и лучших традиций своих предков. И именно поэтому важнейшими направлениями в должны стать воспитание светскости и толерантности.

Важно также помнить, что светская и религиозная модели нравственности, могут дополнять друг друга, своим путем решая актуальные проблемы человека и общества.

Основные принципы и направления профилактической деятельности по предупреждению попадания молодёжи в деструктивные религиозные объединения. Концептуальной основой профилактической деятельности по недопущению попадания молодёжи в деструктивные религиозные объединения должны стать четыре «Т» и главным в этой работе должно стать строгое следование принципам четырёх «Т», которые стали девизом казахстанского председательствования в ОБСЕ. Это: «траст» - доверие, «традиши» - традиции, «транспаренси» - транспарентность и «толеранс» - толерантность.
Сегодня много говорится о том, что отрицательными последствиями членства в некоторых религиозных объединениях становятся серьезные изменения личности их последователей, утрата восприятия ими действительности, что приводит к конфликтам с родственниками, близкими людьми. В огромной степени это касается молодёжи, и особенно – подростков, у них, сам по себе возраст тяжелый, идет трансформация тела, трансформация личности, постоянные перепады настроения, усиление психологической нагрузки и т.д. К тому же подростки - страшные фантазеры, этот мир им кажется скучным, приземленным, они ищут чего-то небывалого, интересного, как они говорят - драйва. И тут им вдруг предлагают удобный мир, в котором фантазия заменяет реальность. Им рисуют простую модель Бытия, но уверяют, что только несколько человек на свете способны ее понять, и, стало быть, они - в числе избранных.

Вопросы, связанные с отрицательным влиянием на личность отдельных религиозных объединений, сегодня поднимаются, общество пытается разобраться в них. Но, как отмечают специалисты по делам религий: «в последнее время мы убеждаемся, что религия играет и отрицательную роль. На страницах республиканских и местных средств массовой информации часто встречаются передачи и статьи, касающиеся задержания и осуждения людей религиозных течений деструктивного толка» . Должно ли смущать общественность всё чаще встречающееся «деструктивные религиозные объединения»? Сегодня много об этом говорится. И если посмотреть глубже в основные положения современной науки о религии, то можно, например, увидеть множество интерпретаций и понятия «религия», которые напоминают об известной индийской басне. В этой басне говорится, как четверо слепых пытались описать слона: тот, кто держал его за хобот, считал, что слон похож на змею; тот, кто касался его уха, утверждал, что слон подобен вееру; тот, кто дотрагивался до ноги, думал, что слон – это дерево; тот, кто ощупывал хвост, полагал, что слон выглядит, как метла, и все они были по-своему правы. Современное религиоведение рассматривает все религии как важный компонент единой культуры человечества, исследуя в равной мере как мировые религии – буддизм, христианство, ислам, так и традиционные региональные или национальные религии, а также современные религиозные движения и культы. Надо учиться не слепо и по частям, а масштабно, глубоко, подходить к получению религиоведческих знаний. А дискуссии об абсолютной ценности той или иной религии, как известно, не относятся к сфере этой науки, а находятся в рамках теологического или философского дискурсов.  Всё сказанное позволяет говорить о том, что информационно-профилактическая работа среди молодёжи, сегодня важны как никогда. Молодёжь должна, как можно полнее видеть «слона», иметь о нём научные представления и тогда понятия деструктивные религиозные организации, течения, возможно, исчезнут сами собой. А пока, как известно, социальные функции религий не универсальны и в разных обществах разные религии выполняют неодинаковые функции. Одна и та же религия в разных контекстах, в разных социальных обстоятельствах может выполнять функции по своим социальным последствиям как позитивные, так и негативные, может быть фактором стабилизации в одних условиях и фактором вызывающим конфликты и потрясения, - в других. Поэтому, сегодня как никогда важна профилактическая работа с молодёжью, чтобы не допустить отрицательных последствий элементарной человеческой неграмотности в духовной сфере жизни.

Для профилактической работы с молодёжью, необходимо помнить, что, существует всего три наиболее распространенных ситуации, которые становятся поводом к уходу в деструктивную организацию. Первая - конфликт в семье. Родители обижают своего ребенка словом или делом, не понимают его и, главное, не очень-то стремятся понять. Они только все время что-то от него требуют. Но далеко не всегда тот способен соответствовать их требованиям. Фактически родители сами формируют уязвимую для внешнего влияния личность. Второй вариант - ребенок заброшен. Не в бытовом (тут все может быть в полнейшем порядке), а в психологическом смысле - родители работают, им некогда. В итоге их родительскую роль перехватывают другие - муниты, сайентологи, иеговисты и т.п. организации. И третий вариант - мистически настроенные родители (нет, они не ходят ни на какие сборища) готовят сами своих детей к оккультному восприятию мира. В доме увлекаются астрологией и магией, читают оккультную литературу, всюду развешаны ритуальные колокольчики, слушается специальная музыка. Но дети, в отличие от родителей, всегда готовы идти дальше - взрослые только почитывают книжки о медитации, ребенок всерьез увлекается ею, родители говорят о карме и стране Шамбале, а их ребенок уходит в секту, где ему объяснят, как достичь этой загадочной страны. Правда, есть еще четвертый вариант, но он самый плохой, почти безнадежный - это когда существует только видимость семьи, но самой семьи уже нет. Тогда ребенок готов пуститься во все тяжкие, причем, не, всегда он действует сознательно, скорее повинуясь инстинкту - он пытается сплотить, сцементировать семью, заставив родителей обратить внимание на себя. А способы для этого подойдут любые: сесть на иглу, попасть на скамью подсудимых, уйти в секту. Вот только семью он не спасает, а себя губит.

Поэтому, одной из составляющих в профилактической работе в первую очередь должна стать работа психологов, педагогов, представителей компетентных органов и др. заинтересованных лиц непосредственно с семьёй. Необходима, также информационно-разъяснительная работа в школах, ВУЗах и т.д. – в виде, бесед, консультирований. Методические пособия помогут и наглядно объяснят, к примеру, что резкое изменение в поведение молодого человека, попавшего в ту или иную организацию, бывает очень редко. Как правило, все нарастает постепенно, и тут очень важно ухватить момент, когда все ещё можно повернуть вспять. Следует обратить внимание на ту литературу, которую он внезапно начал приносить домой, прислушаться к тому, что рассказывает о своем новом увлечении, поинтересоваться, что за семинары и тренинги он стал посещать. Очень тревожный симптом являются - поездки на выходные, скажем, в какие-то лагеря, о которых никому ничего толком неизвестно. И, наконец, язык. Любая организация начинает формировать у своего адепта новый, странный для "неизбранного" уха язык. Им это просто необходимо, поскольку речь впрямую влияет на мышление, и значит таким способом довольно легко "переписать" личность человека. Молодой человек начал употреблять непонятные слова, его лексикон изменился (понятно, речь в данном случае не идет о молодежном сленге), а знакомые слова несут теперь для него какую-то иную смысловую нагрузку.

Но самым главным, как уже упоминалось выше, в этой работе должно стать следование принципам четырёх «Т», которые стали девизом казахстанского председательствования в ОБСЕ. Это: «траст» - доверие, «традиши» - традиции, «транспаренси» - транспарентность и «толеранс» - толерантность.

Надо твёрдо помнить, что:
Первое означает доверие друг другу, в котором мы так нуждаемся.
Второе – приверженность основополагающим принципам и ценностям ОБСЕ.
Третье – максимальную открытость и транспарентность, свободных от «двойных стандартов». Нацеленность на конструктивное сотрудничество в преодолении вызовов и угроз безопасности.
Четвёртое – отражение глобальных трендов по укреплению межкультурного и межцивилизационного диалога, что приобретает в современном мире всё большую значимость.
И ответственность за выполнение этих принципов лежит на каждом из нас. Это касается и отдельных организаций, которые используют заложенные в личности некоторых людей склонность к зависимости, несамостоятель-ности, вводят людей в заблуждение путем скрытых методов манипулиро-вания сознанием и психологического насилия, а также пытаются проникать в сферу политики и экономики. Такие деструктивные религиозные организации вызывают опасность и противоречат этим высоким принципам.

Список литературы:
1.    Религии мира. Москва. «Махаон», 2007.
2.    Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: Опыт систематическое исследования. - Н.Новгород «Христианская библиотека», 2007.
3.    Сурдель Доминик, Сурдель Жанин. Цивилизация классического ислама /. - Екатеринбург «У-Фактория», 2006. - 544 с.
4.    Мухин А.А., Здоровец Я.И. Религиозные конфессии и секты. Москва «Эксмо» 2005, 288 с.
5.     Джилл Кэррол. Диалог Цивилизаций. - Алматы «Дәуір», 2009. - 180 с.
6.    Фетхуллах Гюлен. Пророк Мухаммед: Венец Рода Человеческого. - Алматы   «Дәуір», 2009. - 632 с.
7.     Буддизм /Автор-сост. Л.А. Сурженко/. - Минск «Книжный Дом», 2006. - 384 с.
8.    Религия в системе духовности Казахстана.  / Бегалинова К.К., Новикова Г.Н., Рүстембекова А.М./. - Алматы, Жібек жолы, 2007. - 152 с.

 

Категория: Хасенов Куаныш Мухитович | Добавил: мансур
Просмотров: 2917 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]