;
Главная » Персональные страницы » Русский язык и литература » Потапова Вера Владимировна

Сопоставление литературных сказок «Спящая царевна» В.А.Жуковского и «Спящая красавица» Шарля Перро.






12 Марта 2011, 17:54
Цели:
обучающая: 1) закрепить знания учащихся о литературных терминах: сказка, народная сказка, литературная сказка, сюжет, авторская позиция, эпический и лиро-эпический род литературы, формы повествования; 2) обобщить и систематизировать представления учащихся о своеобразии художественного мира В. А. Жуковского, Ш.Перро.
воспитательная: 1) воспитывать эстетическое отношение к художественному слову; 2) формировать интерес к изучению русской литературы в контексте литературы мировой.
развивающая: развивать речевые и аналитические навыки (речемыслительные умения) в процессе анализа художественного произведения.
Тип урока: комбинированный урок-исследование.
Аудитория: учащиеся 5 класса.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация к уроку, волшебная палочка феи.

Ход урока.
1. Сообщение темы урока, целей. Актуализация опорных знаний.
Что такое сказка? Какие бывают виды сказок? Чем литературная сказка отличается от народной?
Слайд 1. Сегодня на уроке мы будем исследователями. Мы сравним, сопоставим две сказки: «Спящая царевна» В. А. Жуковского, которую изучили на уроках и «Спящая красавица» Ш. Перро, которую вы прочитали к уроку самостоятельно.
Попробуем найти общие и отличительные признаки этих сказок. Слайд 2.
Работать мы прежде всего будем с сюжетом произведений.
Что называется сюжетом произведения? (Сюжет - последовательность событий в произведении)
2. Работа с текстом.
События в произведениях можно разделить на отдельные эпизоды.
Сколько схожих эпизодов в сказках? Домашним заданием было разбить сказки на эпизоды.
Обратимся к 1эпизоду. Как вы его озаглавили?
1. Рождение дочери. Слайд 3.
Чем схожи эпизоды?
У царя с царицей, у короля с королевой долго не было детей, и, наконец, у них появилась дочь.
А в чём разница появления дочерей?
В сказке Перро - молились, лечились целебными водами, т. е. нет в этом никакого чуда; в сказке Жуковского - предсказал царице рак, и дочь появилась с помощью чуда.
Какая из этих сказок приближена к волшебным, а какая - к бытовым? Сказка Жуковского - к волшебным, сказка Перро - к бытовым.
Значит, сказка Жуковского приближена к фантастике, волшебству, сказка Перро - к реальности, действительности.
В какой сказке мы чувствуем присутствие среди персонажей автора, го отношение к своим героям? Приведите доказательства.
В сказке Жуковского:
«Добрый царь Матвей…» - характеризует героя.
«Горько плакала она (царица)» - жалеет героя.
«Благодарствуй, добрый рак;
Не ждала тебя никак…» - прерывает героиню автор, не договорила - рак уполз и не слыхал её речей,
«Он, конечно, был пророк,
Что сказал - сбылося в срок» - автор как бы посмеялся над царицей, улыбнулся поведению царицы и рака.
А в сказке Перро где находится автор?
Автор со стороны наблюдает за героями.
Уже в первых строках этих произведений мы видим общее в сюжете и различие в авторской позиции и манере повествования писателей: с юмором - у Жуковского, серьёзно – у Ш. Перро.
Как озаглавили 2эпизод?
Крестины. Пир на весь мир. Слайд 4.
Что общего в содержании?
На пир не позвали 1 феи (чародейки). Все одарили царевну(принцессу), а незваная прошептала угрозу.
Почему нет одной феи в сказке Перро?
Её не пригласили, потому что думали, что она умерла.
А в сказке Жуковского почему не пригласили чародейку?
Её не позвали, так как не хватило блюда, но знали, что она жива, т. е. были не учтивы, не уважили старого человека.
Какого отношение автора к поступку царя Матвея? («оплошал» «наш разумный царь Матвей» - слышится лёгкая насмешка, мягкая ирония над героем).
Феи обиделись и решили наказать семейства. В чём заключается это наказание?
Пересказ эпизодов.
Предсказание: уколется веретеном и умрёт.
Семейства постигнет несчастье. Кого мы жалеем больше - царя Матвея с царицей или короля с королевой?
Короля с королевой, так как другие были не учтивы, а эти, когда пришла фея, посадили её, принесли столовые приборы, уважительно к ней отнеслись.
Какое название дали 3 эпизоду?
Помощь юной феи. Слайд 5.
Одинаковая ли эта помощь? Как было в сказке Ш. Перро?
Фея всё рассчитала, спряталась, дождалась и сказала последнее слово: царевна не умрёт, а проспит 100 лет, пока не разбудит её принц. Не чудо, а ум, мудрость, расчёт феи помогло принцессе.
А как помощь осуществлялась в сказке Жуковского?
Случайно, только чудо помогло царевне: юная фея подошла и услышала, что говорит незваная.
Вновь в сказке Жуковского присутствует волшебство, а в сказке Перро -реальность.
Обращаемся к 4 эпизоду. Как озаглавили эту часть сказки?
Царевна (принцесса) в замке (дворце). Слайд 6.
Краткий пересказ этих эпизодов.
Чем различаются эпизоды? (Поведением старушки)
Хотела или нет причинить зло старушка в сказке Перро?
Нет. Всё получилось случайно. Старушка не слышала ни от кого запрета.
Чем заканчивается встреча со старушкой для принцессы?
Принцесса упала замертво, умерла.
А в сказке Жуковского старушка хотела зло причинить царевне?
Да, она словно поджидала её.
Чем закончилась эта встреча?
На царевну находит сон, т. е. у принцессы остаётся возможность остаться живой. Эпизод не так трагичен.
Как в сказке Перро автор относится к старушке? Как её называет?
(Тётушка, старушка - доброе, ласковое отношение).
А в сказке Жуковского? (Старушоночка, «гребень под носом торчит» -неприятное восприятие у нас, читателей, создаёт автор).
5 эпизод. Его название?
Сон в царстве(королевстве). Слайд 7.
Давайте сейчас покажем разницу в наступлении сна в этих сказках. Театрализация эпизодов.
Пряха молча подала
В руки ей веретено;
Та взяла, и вмиг оно
Укололо руку ей...
Все исчезло из очей;
На нее находит сон;
Вместе с ней объемлет он
Весь огромный царский дом;
Все утихнуло кругом;
Возвращаясь во дворец,
На крыльце ее отец
Пошатнулся, и зевнул,
И с царицею заснул;
Свита вся за ними спит;
Стража царская стоит
Под ружьем в глубоком сне,
И на спящем спит коне
Перед ней хорунжий сам;
Неподвижно по стенам
Мухи сонные сидят;
У ворот собаки спят;
В стойлах, головы склонив,
Пышны гривы опустив,
Кони корму не едят,
Кони сном глубоким спят;
Повар спит перед огнем;
И огонь, объятый сном,
Не пылает, не горит,
Сонным пламенем стоит;
И не тронется над ним,
Свившись клубом, сонный дым;
И окрестность со дворцом
Вся объята мертвым сном;
Изобразите, как показана эта сцена в сказке Жуковского.
Все закрывают глаза, спят.
(Никто их не усыплял, вдруг все уснули, произошло какое-то чудо, волшебство).
А теперь покажите, как было в сказке Ш.Перро? 1 ученик становится феей, берёт палочку, дотрагивается до учеников и постепенно все засыпают. (Чуда нет, это реально, если дотронулись волшебной палочкой, то усыпили).
Что же Жуковский сделал для царевны, чтобы её пробуждение не было печальным? (Усыпил и отца с матерью).
А в сказке Перро что стало с родителями?(Они поцеловали и ушли, зная, что больше не увидят друг друга). Сказка Перро трагична, реалистична.
Как озаглавили 6 эпизод?
Замок. Слайд 8.
Прочитайте описание замка.
Сказка Жуковского:
И покрыл окрестность бор;
Из терновника забор
Дикий бор тот окружил;
Он навек загородил
К дому царскому пути:
Долго, долго не найти
Никому туда следа -
И приблизиться беда!
Птица там не пролетит,
Близко зверь не пробежит,
Даже облака небес
На дремучий, темный лес
Не навеет ветерок.
Сказка Ш.Перро:
Вдалеке, над густым дремучим лесом, он увидел башни какого-то замка.
— Чей это замок? — спросил он. — Кто там живет?
Каждый отвечал ему то, что сам слышал от других. Одни говорили, что это старые развалины, в которых живут привидения, другие уверяли, что все ведьмы в округе справляют в заброшенном замке свой шабаш. Но большинство сходилось на том, что старый замок принадлежит людоеду. Этот людоед будто бы ловит заблудившихся детей и уносит к себе в башню, чтобы съесть без помехи, так как никто не может проникнуть вслед за ним в его логовище — ведь только он один на свете знает дорогу сквозь заколдованный лес.
Какая разница в описании замков?
Более страшное описание замка у Ш.Перро.
А зачем авторам понадобилось описывать замок и дорогу к нему?
Они хотели показать, как сложно было принцу в одиночку освободить принцессу.
7 эпизод. Его название?
Освобождение ото сна принцессы (царевны). Слайд 9.
Одинаковую ли цель преследовали принцы-освободители?
В сказке Жуковского – принц слышал, что многие ходили в замок, но никому не удалось освободить царевну. Поэтому он решил дойти, показать себя. В сказке Перро – принц полюбил и хотел прославиться, любовь и слава подстёгивали его храбрость.
В сказке Жуковского найдите слова, говорящие об авторском отношении к царевичу. («был детина удалой» - Жуковский иронизирует над героем).
Как назвали последний эпизод?
Свадьба. Слайд 10.
Как рассказано о пробуждении царевны в сказке Жуковского?
Царевич поцеловал царевну, она проснулась, всё ожило. Свадьба.
А в сказке Перро?
Принц встал на колени, принцесса проснулась, узнала его, которого всегда ждала, полюбила его. Свадьба.
Свадьба - дело весёлое, но отчего-то на какой-то свадьбе грусть?
В сказке Перро на свадьбе нет родителей.
Зачитаем концовки сказок.
Сказка Перро:
Придворный поэт тут же сочинил новую, хотя немного старомодную песенку о прекрасной принцессе, которая сто лет проспала в заколдованном лесу. Песня очень понравилась тем, кто ее слышал, и с тех пор ее стали петь все от мала до велика, от поварят до королей. А кто не умел петь песни, тот рассказывал сказку. Сказка эта переходила из уст в уста и дошла наконец до нас с вами.
Сказка Жуковского:
Что ж осталось досказать?
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.
Какая разница в авторской позиции?
В сказке Перро автор пересказал то, что слышал.
В сказке Жуковского – автор является очевидцем событий.
3. Обобщение. Выводы.
Вот мы и сравнили 2 сказки. Сделаем выводы.
Для Жуковского характерна манера иронизировать над своими героями, мягко посмеиваться над их характером, поступками, словами. Сказки Жуковского учат и развлекают.
А Шарль Перро считал, что сказка только учит, она имеет воспитательный, назидательный смысл и поэтому воспитывать надо серьёзным языком.
Сказки были написаны в разное время, между их написанием 100лет. Раньше написал сказку Шарль Перро, позже – В. А. Жуковский. Один - во Франции в 18 веке, другой - в России в 19 веке. Слайд 11.
Догадайтесь по речевым выражениям, какая сказка русская, а какая нет.
Молод цвет её ланит (щёк);грудь, как свежий снег бела; губки алые горят; руки белые лежат; ножки чудо красоты; добрый конь.
Где мы встречаем такие выражения?( в русских народных сказках)
В основе литературных сказок лежат народные.
Что общего у тех и других? (одна композиция - зачин, действия героев, концовка; элементы сюжета, деление героев на положительных и отрицательных, добрые помощники)
А чем отличаются?(в литературных присутствует автор, его мнение, размышления о героях).
В этих сказках автор присутствует по-разному, и этим сказки тоже отличаются.
К какому роду литературы относится сказка Ш. Перро? (к эпическому, автор со стороны рассказывает о героях, событиях, не вмешивается в рассказ).
А сказка Жуковского? (лиро-эпическая, автор рядом с героями, размышляет, раздумывает).
Формы повествования разные: стихотворная и прозаическая.
Чем стихи от прозы отличаются?(рифмой)
4. Выставление оценок, слова благодарности за работу на уроке.
Категория: Потапова Вера Владимировна | Добавил: vera-potapova
Просмотров: 33485 | Загрузок: 78 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 2
2  
Вера Владимировна! С большиминтересом познакомилась с Вашим уроком. Да, как здорово, что Вы уже пятиклашек приучаете к исследованию произведений. Такой вид работы способствует развитию познавательного интереса к изучаемому предмету, побуждает детей к прочтению произведения. Работа проведена огоромная, сделаны выводы. Я думаю, что Вы с большим успехом достигли поставленных целей. Но я согласна с Ларисой Михайловной: выводы, оформленные таблицей, помогли бы наглядее увидеть сходство и различия этих двух произведений. Спасибо вам за работу. С уважением, Наталья Фёдоровна. smile

1  
Вера Владимировна! Спасибо за представленный ресурс. У Вас получился очень интересный, насыщенный урок. Понравилось, как Вы проводите сопоставление сказок Жуковского и Перро, вместе с учащимися постигаете своеобразие художественного мира писателей. Эта работа направлена на развитие у учащихся 5 класса исследовательских навыков, формирует у школьников интерес к литературе. Замечательно сделаны выводы по уроку (всё чётко, логично, последовательно). Выводы можно было бы оформить в виде таблицы (это моё мнение). Спасибо! Удачи Вам! С уважением, Лариса Михайловна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]