Тема урока
17 Август 2017
Профиль
Четверг
17 Август 2017
07:08



Меню сайта




Разделы
Иванова Аграфена Гаврильевна [1]
Фадеева Татьяна Викторовна [2]
Острикова Светлана Петровна [1]
Черевко Ольга Викторовна [7]
Салимзянова Лейсян Ринатовна [31]
Сахан Оксана Александровна [2]
Судакова Светлана Валерьевна [2]
Останкова Наталья Геннадьевна [6]
Печказова Светлана Петровна [2]
Вакутина Светлана Витальевна [4]
Туз Наталия Анатольевна [3]
Киселева Людмила Ивановна [1]
Балабина Людмила Ивановна [5]
Горлова Лариса Петровна [5]
Бродягина Ольга Семёновна [1]
Бокова Светлана Александровна [4]
Стефанова Лариса Михайловна [6]
Голомидова Маргарита Леонидовна [4]
Шустикова Светлана Геннадьевна [2]
Потапова Вера Владимировна [2]
Никифорова Наталья Николаевна [3]
Горовая Татьяна Петровна [7]
Окунева Наталья Фёдоровна [12]
Ражабова Любовь Игоревна [3]
Бирюкова Наталья Николаевна [6]
Наумова Татьяна Рудольфовна [39]
Михальчик Людмила Давыдовна, [10]
Краузе Ольга Андреевна [2]
Чикаленко Наталья Григорьевна [1]
Арсенова Елена Анатольевна [11]
Сиднёва Татьяна Ивановна [2]
Дружинина Екатерина Ивановна [1]
Норкина Ольга Александровна [2]
Чиркова Анна Николаевна [2]
Зарипова Ирина Владимировна [5]
Шафигуллина Алсу Генадьевна [2]
Григорьева Ирина Ильинична [2]
Красикова Марина Николаевна [2]
Балина Татьяна Ивановна [1]
Деревнина Елена Вячеславовна [1]
Бигоидзе Наталья Алексеевна [1]
Белова Марина Александровна [1]
Котынова Елена Юрьевна [12]
Гафиятуллина Альфея Гусмановна [2]
Талецкая Эльвира Викторовна [1]
Маргелова Надежда Климовна [1]
Черепова Марина Валентиновна [4]
Козлова Светлана Анатольевна [3]
Кондрашова Татьяна Николаевна [2]
Колосова Любовь Анатольевна [1]
Гольцова Елена Алексеевна [2]
Ткаченко Елена Ивановна [4]
Пицунова Наталья Михайловна [5]
Фурасьева Татьяна Владимировна [2]
Балалаева Евгения Васильевна [2]
Бер Александр Иванович [2]
Черноколенко Ирина Николаевна [7]
Пушкарёва Ксения Фёдоровна [1]
Ларькина Наталья Викторовна [1]
Джулан Людмила Владимировна [1]
Печерина Елена Александровна [4]
Титов Олег Валериевич [1]


Партнёры


Новости ПМР


В школах Приднестровья завершился учебный год 


Слет туристов-школьников в Дубоссарах 


В общеобразовательных учреждениях столицы завершается подгот... 


С нами
nadezhda

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0



Главная » Персональная страница » Русский язык и литература » Джулан Людмила Владимировна

«Анализ стихотворения А.А.Блока «Вхожу я в темные храмы…»


Доступ для скачивания работ возможен только авторизованным пользователям


17 Июнь 2016, 12:17






«Анализ стихотворения А.А.Блока «Вхожу я в темные храмы…»

Конспект урока литературы   «Анализ стихотворения А.А.Блока «Вхожу я в темные храмы…»

 

11 класс
Литература Серебряного века

Его называли «трагическим тенором эпохи». Его ранние стихотворения так же сумеречны, томительны и недосказанны, как эпоха модерна, вместе с которой он пришел в русскую литературу. «Стихи о Прекрасной даме», в цикли которых входит стихотворение «Вхожу я в тёмные храмы»,  выделил его среди других поэтов. Лирическая героиня предстает перед нами в трех ипостясях: космической, религиозной и бытовой. Методическая разработка урока построена как репортаж с урока литературы. В конспекте демонстрируется, как сделать беседу с учениками композиционно стройной, как направить разговор в избранном направлении. Уделяется внимание познавательному, личностному развитию учащегося, а также формированию у него собственной системы мировоззрения.

ТЕМА: Анализ стихотворения А.А.Блока «Вхожу я в темные храмы…»

ЦЕЛИ: 
 Обучающие: ввести ребят в мир блоковской поэзии; показать, как
 отражаются в ней факты его личной биографии;
 рассмотреть воплощение философии В.Соловьева в
 образах блоковского цикла; показать особенности 
 поэтики «Стихов о Прекрасной Даме».
 Развивающие: продолжить обучение анализу стихотворения; 
 развивать интерес не только к поэзии А.Блока, но
 к поэзии вообще; развивать монологическую речь,
 внимание к слову, к символическим деталям.
 Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, любовь
 и уважение к женщине, преклонение перед красотой;
 формировать потребность в эстетическом
 переживании, в наслаждении поэзией.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А.Блока, компьютер, проектор, учебный 
 фильм о биографии поэта.

ТИП УРОКА: урок закрепления знаний и навыков.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: лекция с элементами беседы,
 выразительное чтение стихотворений, анализ
 стихотворения.

 Х О Д У Р О К А

 На доске эпиграф:
 Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
 Все в облике одном предчувствую Тебя.
 А.Блок

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
 Учитель читает стихотворения «Предчувствую Тебя…» и ряд фрагментов из цикла «Стихов о Прекрасной даме».
- Так я могла бы читать долго, это ранние стихотворения А.Блока.
Сложно? Непонятно? Замысловато?
(Да.)
- Какие же события из жизни поэта могли сформировать такое видение мира?
В начале 1900-х годов случилось два знаменательных события, повлиявших на личную и литературную судьбу Блока, - любовь к Л.Д.Менделеевой и женитьбы на ней в 1903г. и увлечение философскими трудами Владимира Соловьева. (Через мультимедиапроектор просматривается фрагмент учебного фильма, содержащий фотографии самого А.Блока этого периода, Л.Д.Менделеевой и В.Соловьева.) Появляется первая книга поэзии Блока – «Стихи о Прекрасной Даме» (1904-1905). Имя автора приобретает известность, он общается с символистами старшего и младшего поколений – Д.Мережковским, З.Гиппиус, В.Брюсовым, К.Бальмонтом, А.Белым. Личное знакомство почти совпадает со знакомством с творчеством этих поэтов. В автобиографии А.Блок вспоминает: «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой «новой поэзии» я не знал до первых курсов университета. Здесь, в связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями, всем существом моим овладела поэзия В.Соловьева».
 Вспомним, в чем суть философских воззрений В.Соловьева (мы говорили об этом на первых уроках, посвященных поэзии Серебряного века).
 Особенно большое влияние на А.Блока оказала соловьевская идея Мировой Души, Вечной Женственности, позаимствованная, в свою очередь, у немецких романтиков, которые все земное рассматривали через отношение к небесному, вечному, бесконечному. «Софиология» Соловьева – вера в скорое пришествие Души Мира – Софии – Царицы Небесной, которое станет знаком изменения и преображения всего сущего. Блок наиболее воспринял (через Соловьева) тезис о том, что «в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, и сама любовь к миру открыта через любовь к женщине». Мистический образ носительницы «Вечной Женственности», «Девы Радужных Ворот», «Царицы», «Таинственной подруги» и образ поэта – ее служителя, жреца – были восприняты и усвоены Блоком. В этом духе и претворились в «Стихах о Прекрасной Даме» его романтические переживания – увлечение Любовью Дмитриевной Менделеевой. В этой книге Любовь принимает характер возвышенного служения, молитв, возносимых уже не простой женщине, а «Владычице Вселенной».
 Символ становится «знаком иного мира». Мир и все в мире рассматривается как символ бесконечного. Постичь этот мир становится возможным лишь мистически, символы призваны были стать своеобразными ключами к постижению тайн.
Поэзия конца XIX – начала ХХ века – это поэзия ассоциаций, намеков, сочетание которых подкреплено искусством точной, изящной поэтической детали. Привязывающей мистически неясный и зыбкий смысл картины к какой-то реальности.
«Стихи о Прекрасной Даме» - своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний. Любовь рисуется как обряд служения чему-то высшему. Смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения и предзнаменования переполняют их. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности, которую поэт воссоздает в отвлеченных или предельно обобщенных символистских образах.
 «Стихи о Прекрасной Даме» - это и судьба самого поэта. И символистские искания Блока, и его взгляды на поэзию, и безупречное владение техникой стиха, и воплощение в поэтическом тексте музыки «мирового оркестра» - ритмы эпохи, ритмы грандиозных потрясений рубежа XIX и ХХ столетий.
 Попытаемся услышать отзвуки этих ритмов через анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы…»(1902). Это типичный образец блоковской поэзии периода «Стихов о Прекрасной Даме».

II. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.
 Один из учащихся выразительно читает стихотворение.

III. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ.
- Каким мы видим лирического героя стихотворения?
(Предельно субъективным, трагически раздвоенным, космически высоким, мистически-исповедальным.)
- Каково его состояние?
(Он одинок и возвышен, взволнован и тревожен, иррационален и субъективен, идеален и мистичен.)
- Перескажите лирическую ситуацию, лирический сюжет
(Герой приходит в таинственные «темные храмы» не встречу с не менее таинственной Прекрасной Дамой. Это единственное конкретное действие, которое образует лирический сюжет.)
- Что же составляет содержание стихотворения?
(Это исповедь лирического героя, взволнованного той ситуацией, в которую он попадает.)
- Какова поэтическая интонация?
(Отвлеченная лексика: «Прекрасная Дама», «озаренный образ», «Величавая Вечная Жена», «сны», «отрадные черты», «речи». Религиозные образы и детали: «темные храмы», «бедный обряд», «мерцание красных лампад», «высокая колонна», «риза», «Ласковые свечи».)
- Какое значение имеют здесь глаголы?
(Они раскрывают поэтический сюжет и выражают действия героя и его ощущения.)

 Перечитаем первую строфу:

 Вхожу я в темные храмы,
 Совершаю бедный обряд.
 Там жду я Прекрасной Дамы
 В мерцании красных лампад.

- В чем необычность начала стихотворения?
(Первая строфа начинается с инверсии.)
- С какой целью используется инверсия в самом начале стихотворения?
(На первом плане не субъект, а действие, которое он совершает.)
- Легко ли читаются стихи?
(Напряженно.)
 Нет плавности при чтении. Это указывает на волнение лирического героя.
- Как вы думаете, почему лирический герой входит в «храмы»?
(Значит, это происходит многократно.)
- Почему бедный обряд»?
(Вероятно, ставит свечу.)
 С совершением обряда появляется молитвенно-торжественное настроение и воображение все более отчетливо рисует образ Вечной Жены, Вечной Женственности как животворящего начала.
 Обратите внимание на ритмический рисунок. (Учащимся открывается заранее сделанный на доске ритмический рисунок первой строфы стихотворения. Правая часть с указанием стихотворных размеров пока закрыта.)

_ _´ _ _´ _ _ _´ _ ямб
_ _ _´ _ _ _´ _ _´ анапест
_ _´ _ _ _´ _ _´ _ амфибрахий
_ _´ _ _ _ ´_ _´ 

 С подобным ритмическим рисунком вы еще никогда не встречались. Здесь используются как двусложные, так и трехсложные рифмы, что лишний раз подчеркивает волнение лирического героя. Но к этому мы еще сегодня вернемся. А пока…
- Кого ожидает лирический герой?
(«Прекрасной Дамы».)
- Как вы думаете, почему изменен падеж?
(Форма родительного падежа вместо винительного придает особый смысл строке, поднимает образ от бытового уровня, уводит от конкретности. Передается молитвенно-возвышенное, даже экстатическое состояние души, ждущей откровения, преображения с появлением Ее. Обращает на себя внимание и то, что слова, обозначающие образ Прекрасной Дамы, написаны с заглавной буквы.)
- Почему эта Дама появляется «в сиянии красных лампад»?
(Ее появление связано не с земным вхождением «в темные храмы», а с мистическим «мерцанием красных лампад».)
 Это и есть та самая поэтическая деталь, о которой я вам говорила. Так и видится полуосвещенный храм, горящие свечи, слабо освещенные образа. И тени от колебания огня, бегущие в высоте по карнизам. Ассоциативно-метафорический образ, богатый. Многослойный смысл которого невозможно исчерпать.
- Обратите внимание на звукопись.
(Сами звуки – мягкий, влажный перелив сонорных [м], [р], [н], [л]. Создается ощущение колеблющегося света свечи.)

 Обратимся к следующей строфе:

 В тени у высокой колонны
 Дрожу от скрипа дверей.
 А в лицо мне глядит, озаренный
 Только образ, лишь сон о Ней.

- О чем говорит вам первое предложение?
(Односоставное предложение без подлежащего. Оно указывает на нарастание взволнованности лирического героя, полное забвение себя и слияние с Ней, с Прекрасной Дамой. Об этом же говорит и настойчивая аллитератция.)
- Какие это звуки? Что они создают?
(Аллитерация [р] и [д] создает ощущение дисгармонии. Неуверенность лирического героя достигла своего предела.)
 И лишь одна реальная деталь: скрип дверей. И это кульминация.
- А дальше?
(Лирический герой как бы уходит на задний план, его действий больше нет, а в этих строках лишь его восхищение Прекрасной Дамой, исповедь лирического героя по поводу ее явления.)
- Обратите внимание на две последние строки. О чем они?
(Неземная, возвышенная «Вечная Жена» видится лирическому герою таинственным идеалом, уводящим его из реального мира, от земных противоречий.) 
- Как меняется звуковая организация?
(С резкого [д], [р] на мягкую аллитерацию [л], [н] и [о] – ассонанс. Напряжение спадает. Имя «Вечной Жены» благозвучно и магически-напевно, что выражено через повторы созвучий [ве], [ч], [н]. И все же волнение есть.)

 Обратимся к третьей строфе стихотворения:

 О, я привык к этим ризам
 Величавой Вечной Жены!
 Высоко бегут по карнизам
 Улыбки, сказки и сны.

- Обратите внимание на междометие «О…». О чем оно говорит?
(О трагическом состоянии героя, его смятении.)

 Читаем последнюю строфу:

 О, Святая, как ласковы свечи,
 Как отрадны Твои черты!
 Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
 Но я верю: Милая – Ты.

- Обратите внимание на анафору. Это эмфатическая (выразительная) анафора. Что же означает второе междометие?
(Герой все еще взволнован, хотя голос его звучит уже увереннее.)
- Как вы это почувствовали?
(Благоговейное поклонение и трепет испытывает лирический герой, называя лирическую героиню «Величавой Вечной Женой», «Святой», «Милой». Символический образ Прекрасной Дамы сливается с образом традиционно религиозным – Богоматери, животворящего начала. В душе героя ожидание гармонии мира, вера в его преображение. Об этом же говорит и звуковая организация. Часто встречается звук [ч], использование которого создает некую мягкость, умиротворенность.)

 (Открывается правая половина доски, где обозначены размеры стиха.)
 Обратите внимание на эти размеры: здесь и ямб, и анапест, и амфибрахий! Казалось бы, так не могут писаться стихи, но у Блока так. Это дольник – акцентный стих, метрическая разновидность стиха с равноударной организаций поэтических строк и вариативной структурой междуударных интервалов в 1-2 слога. Дольник сочетает в себе элементы из силлабо-тонического и акцентного стиха. Звучат дольники более взволнованно, прихотливо, в них акцентируются некоторые слова и словосочетания, прерывается напевная интонация, происходит метроритмический перебой. Возник он на рубеже XIX-ХХ веков в творчестве символистов и является переходной ступенькой от силлабо-тонического к тоническому стиху, которым будет писать В.В.Маяковский. Но об этом мы поговорим несколько позднее, когда обратимся к творчеству этого поэта.

IV. ПОВТОРНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

 Прочитаем стихотворение еще раз, чтобы сохранить цельность восприятия и почувствовать уже по-новому его символический смысл.
 Тот же ученик вновь читает стихотворение.
- Изменилась ли интонация?
(Да.)
- Что нового в ней появилось?
(Теперь стихотворение стало понятным, потому что все акценты верно расставлены, открылась глубина поэтического видения, понимания мира у А.Блока. В новом чтении чувствуется «душа» лирического героя и самого читающего.)
 В заключение хочу сказать, что в предметах, явлениях эмпирической (воспринимаемой пятью органами чувств) действительности А.Блок видел намеки на иной, совершенный, высший, познаваемый интуитивно мир. Смысл его символов всегда лежит в запредельном мире. Но база его символов – вся в окружающей реальности.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1. Перечитайте вновь такие стихотворения А.Блока, как «Стихи о Прекрасной Даме» (1904), «Плачет ребенок. Под лунным серпом…» (1903), «Девушка пела в церковном хоре…» (1905).
 Можно ли говорит о символике предмета, символике цвета в 
 этих стихотворения? Какова она?
2. Составьте словарь основных символов, к которым часто прибегает А.Блок в ранний период своего творчества.
3. Анализом особенно запомнившегося вам стихотворения из цикла «Стихов о Прекрасной Даме» докажите правильность мнения критика З.Г.Минц: «Стихи о Прекрасной Даме» - одно из самых глубоких явлений символистского искусства в России и вместе с тем – произведение удивительной самобытности, в отечественной традиции по существу уникальное».

 


 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

А.Блок. Избранное. - М: ООО «Издательство АСТ». 2001
http://www.stihi-rus.ru/1/Blok/156.htm
www.cdelau-vce.ru/kultura/6181/index.html
http://obwest.ru/3624
http://gigabaza.ru/doc/134704-p40.html
http://poisk-ru.ru/s18417t1.html
http://old.prosv.ru/metod/churavl11/2.htm
http://sdamzavas.net/3-64020.html
http://l.10-bal.ru/literatura/2581/index.html
https://infourok.ru/sistema-urokov-po-tvorchestvu-aa-bloka-419829.html
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/03/26/a-a-blok-slovo-o-bloke-lirika-poeta-obraz-prekrasnoy-damy-kak
http://chip.slovarik.org/novosti-7/data-id19289
http://festival.1september.ru/articles/526856/
http://festival.1september.ru/articles/654302/
http://festival.1september.ru/articles/593099/
http://referat.niv.ru/view/referat-literature/5/4490.htm
http://refdb.ru/look/2601645-p11.html
http://lit-helper.com/p_Analiz_Stihi_o_Prekrasnoi_Dame_Bloka_A_A_2
http://schooltask.ru/znakomstvo-uchashhixsya-s-poeziej-aleksandra-bloka/
http://www.biografia.ru/arhiv/blok14.html
http://dugward.ru/library/blok/blok_avtobiografiya.html
http://lichnosti.net/people_955.html


В каких интернет магазинах вы приобретаете книги?
Всего ответов: 279


Категория: Джулан Людмила Владимировна | Добавил: igrushka | Теги: символ, Прекрасная Дама, блок, реальное и ирреальное., ассоциативно-метафорический образ, литература
Просмотров: 2356 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0



Всего комментариев: 0

Подпишитесь на нашу рассылку и узнайте о новостях в образовании, новых разработках коллег и конкурсах на нашем сайте, в которых Вы можете принять участие

Рассылки Subscribe.Ru
45 минут из жизни учителя
Подписаться письмом

Контекст

Родителям: как быть ребенком
«Не хочу в школу! Как говорить с детьми, чтобы они учились»
Сахарный ребенок. История девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской
Кот Ланселот и золотой город. Старая английская история
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
К школе



Популярные
Краеведение и туризм в гелого-спелеологическом кру...
(0)
Категория  Морозов Олег Николаевич
Кабинет русского языка и литературы
(4)
Категория  2010 - 2011 учебный год
Географические диктанты по терминам 6класс
(0)
Категория  Стальмахович Светлана Владимировна
Кроссворд "Правописание приставок При- и Пре-...
(2)
Категория  Салимзянова Лейсян Ринатовна
Урок-игра «Космическое путешествие на планету Имя ...
(3)
Категория  Горовая Татьяна Петровна



Актуально


На повестке дня депутатской комиссии – вопросы молодежной по... 


Парламент Молдовы одобрил новый Кодекс об образовании 


Ваш успех
Итоги конкурса чтецов «Я сердцем никогда не лгу…»
(17)
Итоги I Межреспубликанского конкурса чтецов
(9)
Итоги II Всероссийского конкурса чтецов «А память,...
(1)
Итоги фотоконкурса «Ларец творческих находок-II»
(5)
Итоги III Всероссийского конкурса чтецов «А память...
(1)

На форуме
План мероприятий на 2016-2017 учебный год
(4)

«Эффективные формы сотрудничества школы и семьи»
(1)

Изюминки в моей педагогической работе
(7)

ФОТОКОНКУРС «КРАСОТА, ВЕСНА И ПРАЗДНИК II»
(6)

Конкурс чтецов «Я сердцем никогда не лгу…»
(41)


г. Тирасполь © 45 минут из жизни учителя  2010 - 2017
Свидетельство о регистрации СМИ №277 от 05 декабря 2013 года
Государственной службой связи, информации и СМИ 
Приднестровской Молдавской республики
E-mail: info@45minut.info





Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru