;
Главная » Персональные страницы » Начальная школа » Федосик Аза Михайловна

Портфолио воспитателя Федосик А.М.






22 Сентября 2011, 10:45
«Воспитание является наиболее эффективным
 средством предупреждения нетерпимости».

из «Декларации принципов толерантности»


ИПМ – 1

 Условия возникновения и становления опыта, его актуальность и перспективность.

 «Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам "жизни общества” стало первоочередной задачей воспитания. Поэтому я обращаюсь к главам государств и правительств мира, министрам и чиновникам, ответственным за образование на всех уровнях, к мэрам больших и малых городов, деревень и посёлков, ко всем учителям, религиозным сообществам, журналистам и родителям: воспитывайте и учите наших детей и молодежь быть открытыми, относиться с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учите их основам человеческого общежития, учите тому, насколько важно отказываться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов». (Федерико Майор, генеральный директор ЮНЕСКО). Действительно, воспитание толерантной личности является в настоящее время одной из важнейших общественных проблем. Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных, возрастных, половых и других различий в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия, ведут к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у индивида таких качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость…
 К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал, но в новом тысячелетии, которое ознаменовалось не только новыми достижениями в науке и культуре, но и ростом случаев появления нетерпимости, экстремизма и насилия во всем мире.
 Формирование толерантности должно начинаться уже со среднего дошкольного возраста, так как уже в этом возрасте ребенок осознает себя членом стабильного коллектива сверстников. Если на этом этапе взрослые не помогут детям развить толерантность, у них может стихийно сформироваться интолерантное мировоззрение, изменить которое в дальнейшем будет непросто.
 В силу специфики детского дома, как учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, очень часто приходится сталкиваться с проблемой толерантных отношений между воспитанниками. Социальные сироты – особая категория детей. Это дети, имеющие за плечами огромный опыт, и, к сожалению, в основном отрицательный. В силу многих причин, их взгляды на мир, на окружающую действительность, их мироощущения и представление о ценностях складываются таким образом, что зачастую конфликтуют с общепризнанными нормами и ценностями. В результате в детских домах и школах-интернатах оказался сосредоточен весьма специфический контингент детей, который отличается отягощенной, и, часто, не вполне ясной наследственностью, - с одной стороны, а с другой стороны ярко выраженным депривационным синдромом. Следует отметить, что предметом нетерпимости в детском доме может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.
 Поскольку воспитанники детского дома развиваются в условиях деформированного процесса социализации: семья заменена казенным учреждением, в котором ребенок проживает при живых родителях, ограничена социальная активность, недостаточное включение ребенка в различные виды практической семейной деятельности и, как следствие, ограничение сферы реализации усвоенных социальных норм и социального опыта. Кроме того у большинства воспитанников есть отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии; достаточно бедна мотивационная сфера, имеет место агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признать свою вину; поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться (то домогается внимания, то отторгает его, переходя к агрессии или пассивному отчуждению); эмоциональная нестабильность, искаженная потребность в любви и т.д.
 Все эти признаки – своего рода защита ребенка от мира взрослых, неумелая попытка воспитанника противостоять тем ситуациям, в которые он попадает. Исследования психологов и педагогическая практика показывают, что при условии правильно организованной воспитательной работы по формированию толерантности можно избежать проявления многих отрицательных наслоений в личности ребенка-воспитанника детского дома.
 Поэтому ведущей идеей моего педагогического опыта является «воспитание толерантности как один из путей создания комфортной психологической среды в детском доме».

ИПМ – 2

 Теоретическая база опыта.

 Толерантность является интегральной характеристикой индивида, определяющей его способность реализовать свою индивидуальность в интересах общества. Помочь воспитанникам в процессе их развития выйти на осознание своей индивидуальности, научить их проявлять её в соответствии с личностными особенностями и в рамках конструктивного взаимодействия с окружающими – означает формирование толерантности.
 Проблема толерантности является относительно новым направлением в педагогике. Значительный вклад в исследование толерантности, её сущности и функций внесли: Г. Олпорт, Э. Фром, П.Ф. Страусов, С. Колбаса, П. Николсон, М. Уолцер, А.Г. Асмолов, С.К. Бондырева, И.Б. Гришпун, Г.У. Солдатова, Ю.В. Пайгунова и другие. Популярность и актуальность этой проблемы обусловлена тем, что именно в формировании толерантности ученые видят способ профилактики и залог предотвращения всевозможных форм межличностных и межгрупповых конфликтов. Формирование толерантных установок сознания и поведения, профилактика экстремизма, ксенофобии, любого деструктивного поведения, в том числе и самодеструктивного, осознается как глобальная проблема современности.
 Во многих культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»:
латынь – tolerantia – терпение;
английский – tolerance, toleration;
немецкий – toleranz;
французский – tolerance.
 В процессе историко-культурного развития и становле¬ния философской мысли категория терпимости (толерант¬ности) претерпевала изменения. Это является естествен-ным явлением, т. к. менялось и само общество, во главу угла в человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи. Несмотря на многозначность, категория терпимости имеет созерцательный оттенок, пассивную направленность.
 Подобная характеристика понятия сохранилась и в со¬временных словарях. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова (М., 1994) категория «толе¬рантность» полностью отождествляется с категорией «тер¬пимость». В «Словаре иностранных слов и выражений» (М., 1998) понятие также определяется как «терпимость к чу¬жим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо».
 Характеристика определения толерантности видоизме¬няется в Преамбуле Устава ООН: «...проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».
 Таким образом, понятие толерантности хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия и взаимопонимания с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
 

ИПМ – 3

 Технология реализации ведущей педагогической идеи.

 Поскольку главная моя задача - воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать, ведущими ключевыми идеями будут следующие:
• Воспитание у ребят умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе;
• Воспитание умения терпимо относиться к особенностям поведения людей, вызванных национальными, религиозными, половыми различиями, стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;
• Формирование уважения и признания к себе и к людям, к их культуре;
• Формирование традиций семьи(группы).
 Эффективное формирование толерантности у воспитанников детского дома успешно осуществляется при реализации следующих условий:
 толерантное отношение прежде всего воспитателя к воспитанникам;
 постановка перед детьми творческих задач;
 организация выполнения коллективных творческих дел такого объема и содержания, что вероятность достижения успеха в их решении существенно выше при коллективной работе над задачей, чем при индивидуальной;
 принятие педагогом отношений между участниками работы и выделение их как одной из ведущих (основных) ценностей при выполнении коллективных творческих работ; доведение до сознания воспитанников взаимосвязи между качеством отношений в группе и эффективностью работы;
 передача детям ответственности за складывающиеся в группе отношения;
 обучение детей правилам эффективной организации совместной работы (обсуждать и согласовывать планы, использовать справедливые процедуры и объективные критерии и т.д.).
 Сколь важны условия, когда дети могут свободно выражать свои чувства, потребности, переживания, об этом знают все практики. Ведь постоянное подавление протеста, чувств, постоянное непротивление отрицательным воздействиям – агрессивному поведению сверстников, неуважительному отношению взрослых, терпеливое переживание фи¬зического дискомфорта снижают чувствительность и порой даже само¬разрушают личность. Отсюда понятно, почему в современном общест¬венном сознании получило широкое распространение понятие толе¬рантности, т.е. терпимости к чужому образу жизни, поведению, обыча¬ям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
 Необходимо, чтобы ребенок ов¬ладел принятыми способами донесения до окружающих его людей смысла своих переживаний, т.е. не отвечал агрессией на агрессию, оби¬дой на обиду. Один из способов – диалог, который можно считать ме-ханизмом становления и существования толерантного сознания. Имен¬но в ходе диалога устанавливается способность слышать и понимать собеседника, соглашаться с ним или конструктивно возражать, призна¬вать возможность разных точек зрения по одному и тому же вопросу, способность изменить свое поведение в зависимости от условий и си-туации.
 В своей работе по формированию основ толерантности я успешно использую технологию педагогического диалога.
 Ведущий принцип педагогики, основанной на философии диало¬га, – принцип позитивности, который предполагает:
– позитивную установку на широкое общее культурное развитие ребенка, всех его потенциальных возможностей и способно¬стей;
– раскрытие перед ребенком его собственных возможностей в различных видах деятельности.

Под этими принципами следует понимать рекомендательный, а не запретительный стиль организации активности воспитанников, т.е. обсуждение предстоящих дел, желаний, интересов, создание развивающей предметной среды, условий для эксперименти¬рования с различными материалами, уход от жестко регла¬ментированной деятельности репродуктивного характера, признание права ребенка на самостоятельный выбор занятий, материалов, партнеров, способов, на просьбу о помощи или оказание помощи кому-то другому, на уединение, на индиви¬дуальные занятия. Так, обсуждая предстоящие дела, дети должны иметь возможность высказывать предложения, а за¬дача воспитателя – обсудить их совместно, не отмахиваясь. Мнение каждого ребенка должно быть услышано и взрослым, и детьми, а реакция на любое предложение – доброжелатель-ной, заинтересованной. Педагогика диалога предлагает, прежде всего, либо предупреж-дение нежелательных поступков, либо отсроченное во времени спо¬койное обсуждение того, как лучше было бы поступить.
 В связи с последним отмечу организуемую мною рефлексию таких решений на вечерних семейных «Огоньках». Данная форма обладает огромными воспитательными возможностями как совместно переживаемая оценка положительного опыта(хотя и не только!) опыта, составляющего существенную основу дальнейших проявлений толерантности в ценностно и морально значимых границах. Само название «Огонек» связано больше с вечерними пионерскими кострами, и форма далеко не нова, но для детского дома, где пребывание ребенка является круглосуточным и постоянным, данная форма как нельзя лучше подходит для проведения рефлексии прожитого дня, поскольку «Огонек» - особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать. Вечерний «огонек» не просто традиция моей семьи (группы), а важнейший компонент самоуправления ребят. Провожу его в конце дня, в игровой комнате при свече.
 
Цель «огонька» - выяснить, как прожит день – маленькая жизнь, что удалось, а что нет. Главное не превратить «Огонек» в судилище и бестолковое разбирательство конфликтов (он ведь еще и на ночь ребят должен настроить). Необходимо учить ребят законам открытости и доброты. Пусть говорят, не обижая других, по делу, требовательно, но уважительно. Тихо и в тоже время, чтобы все слышали, и о самом важном. Не навязывать ребятам свое мнение.
 
Чтобы все умели говорить, анализировать, делать оценки и предложения, использую какой-нибудь «священный» предмет (талисман, тотем, волшебная палочка, плюшевый друг и т.д.), заранее продумываю легенду, история появления, особенности священного предмета. Затем пускаем предмет по кругу. У кого он в руках, тот и говорит.
Самые важные вопросы «огонька»: что хорошего принес этот день тебе и твоим друзьям? Что мешало? Что мы сделали нужного, полезного? Дружно ли жили и работали? Довели ли дело до конца? Кому надо сказать «спасибо»? Как будем жить завтра, что делать?
 Для проведения огонька необходимы особые условия:
 Участники удобно устроены в кругу;
 Наличие живого огня (обычно в центре круга);
 Единое время проведения (обычно вечером);
 Необходимый эмоциональный настрой;
 Ведущему нужно следить за выражением своего лица, интонацией;
 Поддержание доброй атмосферы. Нужно избегать повышенного тона;
 Тема огонька должна быть актуальна для большинства участников;
 Возможно наличие своих традиций огонька.
 Я использую в работе с воспитанниками следующие формы «огонька»:
 «огонек»-знакомство (когда в семью поступает новый воспитанник);
 «огонек» организационного периода (после летних каникул);
 «огонек» основного периода (тематические «огоньки»);
 «огонек» заключительного периода (в конце учебного года);
 «огонек»-прощание (выпуск из детского дома).
 
К любой форме «огонька» необходима тщательная подготовка педагога, возможно привлечение старших воспитанников.
 С целью создания целостной системы в процессе формировании толерантности воспитанников, я реализую образовательную программу «Школа толерантности» (автор М.В. Ковынева), которую адаптировала к условиям детского дома (См. Приложение № 1). Данная программа реализуется в годовом плане воспитательной работы детского дома по направлению «Личностное развитие» - 1 нед./час.
 Занятия по программе «Школа толерантности» дают не только конкретные знания по правам человека, воспитывают общечеловеческие ценности, но и помогают ребятам учиться сотрудничать, жить в мире и согласии с людьми, различающимися цветом кожи, национальностью, вероисповеданием, взглядами и убеждениями, вооружают умением решения некоторых межличностных проблем, подсказывают пути выхода из возникающих конфликтов, возможности их предотвращения.
 
В рамках реализации данной программы для формирования толерантности у воспитанников, я использую разнообразные формы работы. Некоторые из них служат материалом для организации групповой рефлексии при проведении «огоньков».
 Выделю три группы приемов воспитания толерантности, которые я использую в работе с воспитанниками:
 
Первая группа связана с организацией деятельности детей в семье (группе):
Прием «Эстафета». Педагог так организует деятельность детей, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы воспитанники из разных групп.
Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Кто хочет стать миллионером».
Прием «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть её как маленький спектакль.
Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение детей: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников. Чаще всего этот прием применяю при проведении «Огоньков».
Прием «Общее мнение». Дети «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ребенка в предложенном суждении) следует довести соответствующие ограничения (требования) до аналитических, а затем проблемным высказываниям детей.
 
Вторая группа приемов, используемых мной, связана с организацией диалоговой рефлексии.
Диалоговая рефлексия - это диалог педагога с ребенком, способствующий формированию отношения воспитанника к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком.
Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.
Прием «Прогнозирование ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.
Прием «Импровизация на свободную тему». Дети выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т.п.
Прием «Встречные вопросы». Дети, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.
 
Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов, коллективные творческие дела и т.д.
Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношение между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.
Прием «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по группе.
Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т.д.).
Прием «Творчество на заданную тему». Дети свободно импровизируют на заданную тему (моделируют, конструируют, вышивают, инсценируют, делают музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т.п.). данный прием я использую не только на занятиях «Школы толерантности», но и на занятиях по другим направлениям воспитательной работы: «Экономическое образование», «Здоровьесбережение», при организации коллективного творческого дела семьи(группы).
 
По результатам обучения по программе «Школа толерантности» проводится мониторинг усвоения данной программы: по окончании каждого полугодия заполняю индивидуальные карты (См. Приложение к программе № 1-4) по учету результатов обучения по дополнительной образовательной программе по следующим группам показателей:
I Теоретическая подготовка;
II Практическая подготовка;
III Универсальные умения и навыки.
 Мониторинг реализации программы в 2009-2010 учебном году показал достаточный уровень усвоения программы воспитанниками семьи(группы). Кроме мониторинга усвоения программы «Школа толерантности» я использую различные методы диагностики детского коллектива с целью определения уровня сформированности и своевременной коррекции тех или иных навыков (См. Приложение № 2).
Особое место в своей деятельности отвожу воспитанию этнической толерантности у воспитанников. Поскольку город Ноябрьск является достаточно молодым городом и расположен в Ямало-Ненецком автономном округе, на земле коренных народов севера: хантов, ненцев, коми, селькупов и др., то считаю своим долгом прививать воспитанникам уважение к культуре данных народов. С этой целью мной проводятся мероприятия с использованием интерактивных методов и приемов для активизации как познавательной деятельности, так и развития творчества детей. Весь этнографический материал преподносится детям с использованием активных форм на основе деятельностного подхода, т.е. создается специальная, педагогически организованная среда, привлекательная и ценная для воспитанников. Так, были подготовлены и проведены мероприятия: «Вороний день», «Ямал, горжусь твоей судьбой», «Белая песня Ямала», «Медвежий праздник», «На стойбище северного кочевника», «Ненецкие забавы», «Северные посиделки», «Мой дом – Север» и др. Кроме того, успешно использую этнический материал других стран и народов (См. Приложение № 3) – это заочные путешествия, опосредованные соответствующим материалом, содержащим информацию о других культурах, отражающие приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей. Для этого использую игры с этнокультурной спецификой:

Игра «Давайте познакомимся!»
Цель: Познакомиться с приветствиями разных народов.
Время проведения: 20 минут.
Этапы игры:
1. Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах.
Необходимо рассказать о жестах приветствия, принятых у разных народов. Заранее предупредить воспитанников о том, что они должны будут использовать эти ритуалы, представляясь друг другу. Вот несколько вариантов приветствия:
• объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);
• легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);
• рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);
• легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);
• поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);
• простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);
• мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);
• потереться друг о друга носами (эскимосская традиция).
2. Предложение группе образовать круг. Один из участников начинает "круг знакомств": выступает на середину и приветствует партнера, стоящего справа. Потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы.
Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом. При этом он представляется, называя свое имя.
3. Во втором раунде в круг вступает другой участник, стоящий справа от первого, и т.д.
 Кроме приветствий разных народов, использую народные игры и игрушки, музыку, строю на их основе импровизации, проектную деятельность.
 Таким образом, введение в образовательно-воспитательный процесс мероприятий, посвященных изучению иных культур, имеет большое значение при формировании толерантности, так как помогает выявлению общих закономерностей, приводит к диалогу культур в поликультурном пространстве, вносит разнообразие в учебную и воспитательную деятельность и оказывает положительное влияние на отношения детей к культуре своего и других народов.
Хочу отметить, что воспитывая толерантность в своих воспитанниках, педагог, в первую очередь, должен сам быть примером толерантности.
Особая роль принадлежит усилиям педагога по самовоспитанию толерантности. Оно связано с осознанием своего профессионального достоинства, предполагающего, наряду с самоуважением, способность уважать других – иных людей, в том числе и детей. Такое для любого человека желательно, для педагога же – обязательно, как бы ни было сложно!

Наконец, не только самооценка, но (и это, конечно, самое трудное!) стремление владеть собой, сдерживая неприязнь, негативное отношение к кому-то из окружения. Очень непросто в нервной обстановке сдерживать свои эмоции, но без толерантности педагог сам, проявляя нетерпимость, провоцирует обострение отношений, поэтому толерантность педагога - одна из существенных черт, характеризующих профессиональное достоинство и мастерство.
 
Что касается толерантности как проблемы воспитания в учреждении интернатного типа, то понимая толерантность как одно из проявлений отношений ребенка к окружающим людям, воспитание может и не менять этого отношения, даже если оно негативно: мы не можем, да и не имеем права вынудить ребенка изменить взгляды, заставит его мыслить и относиться иначе, чем он это уже делает. Дело не в том, чтобы он признал то, чего раньше не признавал, полюбил то, чего прежде не любил: он имеет право на свое отношение. Дело в другом и более сложном: толерантность может и должна обеспечить ее субъекту и объекту ситуацию сосуществования; воспитание же толерантности призвано помочь ребенку достойно прийти к этой ситуации.
 
Опыт толерантности и возможное пространство ее динамики лежат и действуют, прежде всего, в опыте личности.
 
Опыт толерантности, положительный или отрицательный, имеется у каждого человека, в том числе и ребенка, даже самого маленького, у которого есть «любимые» и «нелюбимые» люди. Тем более такой опыт есть у детей детского дома, обладающих разными характерами, темпераментами, представлениями, ожиданиями, манерой поведения, но вынужденных принимать (а то и терпеть!), скажем, режим детского дома, школьные порядки, воспитателя, классного руководителя, того или иного учителя, кого-то в классе или в семье (группе).
 К встрече с трудным можно и нужно заранее – готовить и помогать, когда оно возникло, в его правильном восприятии, в сосуществовании с этим трудным. Такая профилактика предполагает познание детьми того, что требует толерантности. Эффективными педагогическими средствами здесь выступает информация о возможном (известном из опыта других людей) и рефлексия ранее возникавшего в собственном опыте ребенка, семьи (группы).
 
ИПМ – 4

Организация досуговой деятельности

 Детский коллектив не может полноценно развиваться и существовать, если в нем нет постоянного совместного творчества детей. В большой связке ключей педагога, ключ «творчество» открывает почти все двери. Обычные слова «создавать коллектив» означают: учить детей совместному творчеству, потому что когда они думают вместе, вместе изобретают и вместе работают, только тогда они и объединяются, учатся ценить друг друга. Умело организованное коллективное творческое дело (КТД) семьи(группы) дает высокую степень сплочения коллектива воспитанников, а значит, формирует толерантные взаимоотношения.
 Коллективное творческое дело - это проявление заботы об улучшении общей жизни, иначе говоря, это система педагогических действий на общую радость и пользу.
 Дело коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими, так и старшими товарищами.
 Дело творческое, потому что на каждой стадии его осуществления ведётся поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важной практической задачи.
 Коллективное творческое дело моей семьи - «Мир бумажной пластики», в которую входит занятие оригами, аппликация, квиллинг. Для организации деятельности детей адаптировала и реализую программу «Оригами» (автор Фелюкова Е.Н.) (См. Приложение № 4).
 Оригами - это одна из техник бумажной пластики. Каждый ребенок пробует свои силы в этом увлекательном занятии складывания из квадратного листа бумаги различных фигур и моделей. Занятие оригами приносит радость и удивление. Творческий процесс в оригами недолог. За небольшой промежуток времени дети могут увидеть результат своего труда. Воздействие занятий оригами на формирование ценностных качеств детской личности огромно. Благодаря оригами у детей развиваются такие качества, как аккуратность, усидчивость, внимание, чувство прекрасного, хороший вкус.
 Аппликация – одно из эффективных средств воспитания, в котором тесно переплетаются формирование трудовых навыков и художественное развитие. На занятиях аппликацией дети осваивают целый ряд графических навыков, учатся анализировать явления и предметы окружающего мира, пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой, аккуратно наклеивать детали и т.п. Развивается воображение, произвольное внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, восприятия пространственных представлений, цвета и его преобразования; воспитывается любовь к прекрасному, к точности, аккуратности; формируется терпение, усидчивость, стремление довести до конца начатое дело.
 Квиллинг - бумажная филигрань или бумагокручение - искусство украшения витиеватыми кружками и завитками творческих работ. Принцип выполнения изделий методом квиллинга заключается в закручивании серпантином полосок, которые принимают ажурный филигранный вид. Дети с удовольствием выполняют объемные композиции для украшения интерьера, создают прекрасные подарки друзьям и близким. Благодаря выполненному завитку каждого ребенка и складывается единая коллективная творческая работа.
 Технология КТД предполагает, что все равны, но не одинаковы, потому что каждый – личность. Здесь есть дело каждому. Даже самому тихому. Уходят комплексы.
Таким образом, использование технологии КТД позволяет не только вести работу над формированием дружного коллектива, но и дает возможность формировать толерантность, развивать ее и раскрывать перед каждым ребенком новые горизонты деятельности.
 Результат моей работы - это участие моих воспитанников в различных конкурсах детского творчества: «Радуга», «Дорога к Храму», Фестивалей для детей с ограниченными возможностями («Дорогой добра», «Будущее для всех»), XI и XII Международная ярмарка школьных компаний в г. Тула и др. (См. Приложение № 5).

ИПМ – 5

Результативность педагогического труда

 В моей семье(группе) сложился хороший нравственно – психологический климат.
Во взаимоотношениях между детьми и взрослыми присутствует тактичность, вежливость, внимательное и уважительное отношение друг к другу. Результаты социометрии, проведенной с воспитанниками семьи(группы) показали следующее: показатель групповой сплоченности очень высокий. Психологический климат – благоприятный. Три воспитанника занимают в группе лидерское положение, при этом к одному из воспитанников у группы нет ни одного отрицательного отношения. Два человека в группе несколько отвергаемы остальными. Все воспитанники относятся в целом к группе положительно. Имеется 6 положительных взаимосвязей. Исследование проводилось с 6 воспитанниками, т.к. двое воспитанников дошкольного возраста.
 Специфика детского дома такова, что контингент воспитанников постоянно меняется, но, благодаря традициям семьи, и определенным приемам по формированию толерантных отношений, вновь прибывшие дети легче адаптируются, быстрее принимают установленные в семье правила и нормы, активнее участвуют в традиционных мероприятиях.
 Сравнивая данные исследований уровня воспитанности (См. Приложение № 2) детей семьи за март 2009г., октябрь 2009г, март 2010г. можно сказать, что по шкалам (коллективизм, трудолюбие, честность, патриотизм) ценностно-смысловой составляющей личности произошло повышение показателей на 0,4 балла. Некоторые промежуточные снижения показателей обусловлены тем, что некоторые воспитанники, согласно возрастным особенностям, вступают в подростковый период, но при определенной коррекции в работе с такими детьми, показатели постепенно стабилизируются.
 По результатам исследования взаимоотношений «воспитатель-воспитанник» (См. Приложение № 2), в основе которого лежит анкетирование воспитанников по вопросам взаимоотношений с воспитанниками и педагогами детского дома в предложенных ситуациях, видно, что дети активны, настроение приподнятое или ровное, дети готовы к деятельности, общению, взаимодействию.

  Заключение

 Воспитательная среда в детском доме – это та действительность, которая окружает ребёнка на протяжении всего времени проживания, из которой он черпает знания об отношениях. Первый, кто подает пример толерантности – воспитатель. Поэтому принцип толерантности должен творчески применяться во взаимоотношениях воспитателя и воспитанника на основе сотрудничества и сотворчества.
 Умение принимать и любить себя, в то же время уважать действия и точку зрения другого, умение увидеть в себе и другом уникальную и самоценную личность – основа, на которой формируется благополучная с точки зрения социальной адаптированности личность, формируются нравственные качества воспитанника детского дома.
Категория: Федосик Аза Михайловна | Добавил: aza-fedosik
Просмотров: 28993 | Загрузок: 1640 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0


Всего комментариев: 1
1  
Уважаемая Аза Михайловна, познакомилась с вашей работой, мне она очень близка и понятна, сама занимаюсь сказкотерапией и ваши темы тоже прослеживаются в моей деятельности. Интересен ваш опыт работы с детьми на примере "огонька", довольно удачно подобран ход проведения его и главное, использование священного предмета. Предмет - это та связующая ниточка, которая объеденяет всех присутсвующих в единное. И вы удачно отметили, что ведущему необходимо следить за свои выражением лица, эмоциями. Дети - лакмусовая бумажка, все принимают так как есть. Работа дает широкий спектр действий по урокам толерантности на примере вашей работы. Удачен блок организация досуговой деятельности. Ваши дети, занимаясь различными видами творчества объедены в одну большую дружную семью. Тем самым основная цель достигнута.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]